КРУПНЕЙШИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В САМАРЕ И ОБЛАСТИ

Наша постпечатная обработка делает из обычных тиражей
эксклюзивные

Заботы о доставке вашего тиража в идеальном состоянии и в срок мы берем на себя

CANON FUTURE BOOK FORUM 2017: IS CONTENT STILL A KING?

В конце ноября в г. Поинг (Германия) прошел шестой международный Canon Future Book Forum, на котором издатели и полиграфисты из Европы и Ближнего Востока выясняли, какой же будет книга будущего. И если в прошлом году говорили, в основном, о возможностях, которые дает “цифра” и новых бизнес-моделях, то в этом – об “умной” книге.

В этом году форум посетило 380 человек, среди которых были и российские специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Кто-то приехал в Поинг, чтобы послушать выступления приглашенных спикеров, кто-то – присмотреться к цифровой машине перед покупкой. Последним было на что посмотреть, ведь мероприятие традиционно проходило в европейском Customer Experience Center компании Oc’é. Здесь находится производство рулонных цифровых печатных машин компании, отдел R&D, огромный демо-зал, где представлена практически вся линейка оборудования, а также просторная зона для проведения конференций.

Со второго “этажа” выглядит это вот так. В дальнем левом углу расположена конференц-зона.

canon-future-book-forum2017-poing

Экспонаты в демо-зале весьма интересные. На следующем фото, например, представлена рулонная монохромная машина ND 3, выпущенная компанией Siemens в 1983 году.

siemens-nd-3

В 1996 году Siemens продала этот бизнес голландской компании Océ, а ее, в свою очередь, в 2010 г. купила японская корпорация Canon, которая продолжила инвестировать в развитие линейки цифровых машин промышленного класса, флагманом которой сегодня является модель ProStream. Она печатает на рулоне шириной до 565 мм с максимальной скоростью 80 м/мин. При этом печать возможна на очень широком спектре материалов, в том числе глянцевых мелованных бумагах – на стенде лежали образцы глянцевых журналов. Машинка, впрочем, весьма прожорлива: по оценкам Canon для возврата инвестиций в разумные сроки для нее требуется порядка 25 млн. А4 в месяц.

Выглядит ProStream вот так. Сравните с Siemens и, как говорится, почувствуйте разницу.

canon-prostream-poing

Однако же, вернемся к книге.

Ведущий форума профессор IE Business School Питер Фиск (Peter Fisk) напомнил, что в прошлом различные эксперты неоднократно предрекали смерть печатной книги уже “через несколько лет”, но этого так и не произошло. Более того, электронная книга, которая должна была вытеснить печатную, еще в 2015 году начала сдавать позиции. На европейских рынках фиксировали спад продаж на несколько процентов и сегодня на цифровые издания приходится порядка 6–7% от общего объема реализованной книги (Источник: The Book Sector in Europe: Facts and Figures, Federation of European Publishers, март 2017).

Различные исследования показывают, что большинство людей, в том числе молодежь, по прежнему предпочитают материальный продукт. Например, такой вывод в 2017 году сделала компания Two Sides – 72% ее респондентов проголосовали за печатную книгу. Понятно, что опросы респондентов штука весьма гибкая, но есть и другие показатели, которые можно принимать во внимание. К примеру, в 2015 году европейские издатели добавили более 570 тыс. новых книг к уже имеющимся 22 млн. наименований, а компания Caslon прогнозирует, что до 2022 года в Западной Европе рынок книги отпечатанной на цифре будет расти примерно на 15% ежегодно. Положительную динамику показывает и российский рынок. Об этом можно судить по официальным данным, а также по отзывам руководителей книжных типографий – интервью с ними регулярно публикуются в журнале “Формат”, который выпускает Издательство “Курсив”.

Показательный пример: в 2011 году газета Financial Times на своих страницах провозгласила, что если негативная динамика сохранится, менее чем через 7 лет будет продан последний бумажный путеводитель. В 2016-м продажи путеводителей по зарубежным направлениям выросли на 4,45% в сравнении с 2015-м. Схожий рост был зафиксирован в США.

Что сделали издатели? Переосмыслили подход к работе. Вместо выпуска большого печатного путеводителя, компания Lonely Planet, к примеру, сфокусировалась на создании контента, который затем распространяется в той или иной форме. Более того, компания стала дробить большие путеводители по одному направлению на несколько маленьких, которые могут отличаться размером, стилем и проч. Например, помимо 450-страничного издания по Нью-Йорку компания предлагает 40-страничный вариант Make My Day с большим количеством фотографий, который продается в сувенирных лавках.

Падение тиражей отдельно взятых книг и увеличение количества наименований, в том числе на рынке самиздата – уже давно не новость. Распространение интернета, появление большого количества гаджетов, позволяющих потреблять цифровой контент, развитие полиграфических и IT-технологий – все это с одной стороны сильно изменило привычки аудитории, а также привычные процессы издания, производства и распространения книги, с другой – открыло абсолютно новые возможности, многие из которых все еще игнорируются многими игроками рынка. И речь уже давно не идет просто о цифровой печати.

Выступавший на конференции управляющий директор компании fullstop Свен Фанд (Sven Fund) отметил, что сегодня издатели живут в новой реальности, но зачастую используют старые инструменты, и по привычке думают в первую очередь об авторах и контенте, тогда как им стОит больше внимания уделять технологиям. Он считает, что на первом плане сегодня находится не столько качество продукта, сколько объемы. Поэтому, успешные издатели в Европе создают онлайн-платформы, которые позволяют перевести личный контакт с каждым клиентом в онлайн-среду и автоматизировать его.

Данный тренд объясняется просто: прежняя модель, когда издатель тщательно отбирает и выпускает потенциальный бестселлер работает все хуже. За последние пять лет ни одна книга не продавалась тиражом более 20 млн экз. Для справки, “Код да Винчи” Дэна Брауна, вышедший в 2003, “пробил” отметку в 80 млн. В то же время, отдельные авторы (самиздат) генерируют большое количество новых наименований, которые продаются в относительно небольших количествах. Предсказать спрос и оценить риски нереализации в этом случае намного сложнее. Управлять таким потоком продукции – тоже. Очевидно, что работать в этом случае в старом “ручном” режиме и использовать традиционные технологии производства и распространения – неэффективно и практически нереально. IT-технологии и цифровая печать позволяют решить эту проблему.

В одном из слайдов Свен привел забавную трактовку известнейшего закона Мура применительно к автомобилестроению. Если бы оно развивалось сравнимыми темпами, то популярный Volkswagen Beatle, выпущенный на рынок в 1971 Году, сегодня развивал бы скорость в 300 тыс. миль/ч, проезжал 2 млн миль на одном галлоне бензина и, что самое приятное, стоил бы 4 цента. Тем самым Свен пытался продемонстрировать, что за последние годы технологии сделали огромный скачок вперед, чем воспользовались в самых разных отраслях, но издательство в их число пока, к сожалению, не входит.

С точки зрения типографий, первым шагом на пути адаптации к новым реалиям стало добавление цифровой печати в традиционное офсетное производство. Позже появились чисто цифровые книжные типографии, в том числе с онлайн-инструментами для отправки заказов минуя менеджера типографии. И если российские издатели с типографиями пока только осваивают цифровую печать книг по-требованию, иностранные компании уже успешно запустили и используют онлайн сервисы, а особо продвинутые, вооружившись самыми современными технологиями, уходят еще дальше. В Canon уже открыто говорят, что внедрение цифровой печати и эффективное производство единичных и малотиражных заказов само по себе не является залогом успешной работы издательства/типографии в долгосрочной перспективе.

canon-fbf-diagr

Например, Чеховский печатный двор использует цифровую печать в дополнение к офсетной для выпуска черно-белой книги тиражом до 1000 экземпляров. Компания работает только с издателями и только традиционным способом — онлайн-инструментов у нее нет.

В Европе намного больше книжных цифровых типографий и большинство из них отличает наличие онлайн-платформы (часто – собственной разработки), которая связывает поставщика печатных услуг с издателями или конечными заказчиками и позволяет организовать действительно полностью автоматизированный процесс по производству книги тиражом от одного экземпляра. В качестве примеров можно привести латвийскую компанию Livonia Print (550 человек, более 40 млн книг/год), которая параллельно с офсетным производством организовала цифровой бизнес, разработав для него собственную онлайн-платформу. Выступавший на форуме директор по развитию цифрового направления Livonia Print Марк Фрайтаг (Marc Freitag) рассказал, что своей основной задачей компания видела “цифровизацию всех процессов”.

В офсете решения о печати книги принимаются на основе собственного данных анализа рынка и собственного опыта, но риски принять неправильное решение очень велики, говорил он. Но Livonia Print разработали полностью цифровой процесс – от приема pdf до получения готовой книги, который закрывает практически все потребности издателя. Он может заказывать ровно столько продукции, сколько требуется в данный момент, допечатывать любые издания по мере необходимости, не тратить деньги на хранение продукции и т.д. и т. п.

Все, что издатели получали в офсете, Livonia Print полностью перенесла в цифру. Для печати были выбраны рулонные и листовые машины Canon, в том числе новейшая струйная листовая машина i300. Послепечатное оборудование – в основном Muller Martini – полностью продублировали.

“Нет волшебной таблетки, которая переносит издателя и типографию в новую реальность, – подчеркнул Марк. – Обеим сторонам нужно много работать вместе, и этот процесс не заканчивается”…

Еще один схожий пример – голландская компания Digiforce, которая считает себя не столько типографией, сколько IT-компанией. Пять из 25 ее сотрудников – программисты. Клиенты компании не только отправляют свои заказы через веб-интерфейс, но также получают обратную связь от онлайн-системы Digiforce, которая автоматически информирует их о статусе прохождения заказа. В год Digiforce печатает 500–600 тыс. книг для клиентов из Нидерландов, Германии, Бельгии и некоторых других стран. Все процессы автоматизированы – человек появляется в технологическом процессе только после того, как книга изготовлена.

canon-future-book-forumspeakers
Новости полиграфии

CANON FUTURE BOOK FORUM 2017: IS CONTENT STILL A KING?

В конце ноября в г. Поинг (Германия) прошел шестой международный Canon Future Book Forum, на котором издатели и полиграфисты из Европы и Ближнего ...

Запуск нового сайта типографии

Приветствуем Вас на новом сайте компании. Надеемся, что обновленный дизайн поспособствует еще боллее удобному опыту посещения нашего представи...

Спасибо,
заявка отправлена!
Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время